На главную
СИЯВУШ СКАЧЕТ ЧЕРЕЗ ОГОНЬ, Фирдоуси. «Шах-наме». Рукопись ИВ АН СССР, С-822, л. 100 б. Конец XV в. Самарканд
СИЯВУШ СКАЧЕТ ЧЕРЕЗ ОГОТТЬ, Фирдоуси.  «Шах-наме»


В драматическую судьбу Сиявуша вплетен своеобразный среднеазиатский вариант греческого сказания об Ипполите и Федре. Юный царевич Сиявуш, рано лишившийся матери, стал предметом преступной страсти старшей жены из гарема его отца Кей-Кавуса. Трижды пыталась она соблазнить его в своих покоях, но отвергнутая и уязвленная отказом высоконравственного юноши, обвинила его в посягательстве на свою честь. Чтобы доказать Кей-Кавусу свою невиновность, Сиявуш проходит древний обряд испытания огнем — скачет на коне через пылающий костер и невредимым предстает перед отцом и народом.
Многие иллюстраторы «Шах-наме» обращались к этому сюжету, получившему разработанную иконографию. Один из наиболее каноничных вариантов ее — на публикуемой миниатюре. Через огромный костер с корявыми красными сучьями саксаула (дающего особенно жаркое пламя) скачет на черном коне юноша в белом. Художник прибегает к цветовым противопоставлениям — яркие одежды взирающих с тревогой зрителей, темная масть коня, золотое пламя и на контрастном к ним бежевом фоне бледно-голубой холм, а в центре композиции — Сиявуш, само воплощение чистоты и невинности, чью стройную фигуру обегают, не затрагивая, жгучие языки огня.
Миниатюры средней Азии