Миниатюры средней Азии, Живопись

Время правления в Мавераннахре Улугбека (1409 — 1449), этого не обычного в истории Востока «ученого на троне», покровителя наук, особенно астрономии, отмечено общим расцветом культурной деятельности в Самарканде. Здесь продолжается широкое архитектурное строительство, оставившее в этом городе такие шедевры зодчества, как самаркандское медресе Улугбека на площади Регистан и ряд построек, завершивших ансамбль Шахи-Зинда. Создается знаменитая обсерватория, не знавшая себе равных во всем тогдашнем мире, процветают художественные ремесла, поддерживается деятельность мастеров создания и оформления рукописной книги.
В Самарканде, где названия многих улиц и кварталов соответствовали профессии проживавших в них мастеров и ремесленников, существовала в эту пору особая улица художников — Куй Наккашон, Среди выполненных при Улугбеке манускриптов — астрономический трактат ас-Суфи, переписанный в Самарканде около 1437 года (Национальная библиотека, Париж). Список снабжен большим числом иллюстраций — это подцвеченные рисунки, выполненные, согласно традиции, определившейся в астрономических сочинениях уже к ХI веку. Все созвездия изображены здесь в соответствии с их наименованием. Созвездия Девы, Кассиопеи, Андромеды представлены в образе девушек; Возничий, Стрелец, Близнецы и другие — в облике мужчин; созвездия Овена, Гидры, Большой и Малой Медведицы и прочие — в виде соответствующих реальных или фантастических животных. Позы их выбраны так, чтобы разместить по контурам и внутри фигур большие и малые кружки — это звезды, названия которых начертаны рядом. Примечателен глубоко народный облик всех персонажей — босых, одетых в непритязательные одежды, лишенных каких-либо украшений.
Принципиальный интерес имеет миниатюра Галереи Фрир (Вашингтон), исполненная в Самарканде в 1441—1442 годах и изображающая Улугбека с семьей и свитой на соколиной охоте. Это не только замечательный исторический документ, передающий групповой портрет семьи самаркандских Тимуридов, но и превосходное произведение искусства. Миниатюра выполнена мастером яркой творческой индивидуальности - его рисунок тверд и точен, пропорции фигур соразмерны, лица прописаны очень тонко, детали тщательно проработаны. Действие развертывается на зеленом лугу, композиция строится на контрасте компактной группы многочисленных участников сцепы и одиночной фигуры Улугбека под балдахином, на узорном ковре.
В миниатюре «Улугбек на соколиной охоте» есть черты, сближающие ее с некоторыми произведениями гератской школы первой половины XV века, но в целом ей присущи черты своеобразия. Прямых аналогов во всем богатейшем наследии тимуридской живописи она не имеет. Показ же придворной сцены на лоне природы — не в саду, но в естественном ландшафте степей, лаконизм изобразительных средств в передаче пейзажа, общая композиция, крупные фигуры участников, а также ряд чисто среднеазиатских деталей в костюмах (войлочные шайки с полями, доныне сохранившиеся у киргизов, кавалерийские сапоги с заостренными каблуками, головные платки у женщин), в предметах обстановки (переносный балдахин) и прочее определяют стилевые особенности, характерные именно для среднеазиатской миниатюрной живописи XV—XVII веков.
В коллекции Кейра имеются еще две отдельные миниатюры 40-х годов XV века, которые исследователи с полным основанием относят к самаркандской школе. На одной изображены придворные на лугу, на другой - государь, пирующий на лоне природы. Первая являет собой часть диптиха, стилистически же она столь близка к миниатюре из собрания Фрир, что высказывалось предположение, будто она представляет ее левую половину. И хотя, судя по разнице текста — его содержания и почерка, а также ряда изобразительных несоответствий, — это не так, принадлежность обеих миниатюр к единому стилистическому кругу несомненна. Выдающийся интерес представляет цикл миниатюр в списке «Хамсе» Низами, завершенном зимой 1446—1447 годов (Стамбул, Топкапы-сарай, Н-786). В богато орнаментированном картуше на заглавном листе указано, что книга переписана во времена султана Улугбека. На последнем листе в крупном овальном медальоне написано: «Владелец этого полного изысканных стихов списка Хамсе Низами (да оживит Аллах дух его и да осветит его могилу!) — молодой, знатный и уважаемый Ходжа Юсуф-шах, сын покойного Амири Мирана ал-Тебризи. Переписчик — Али ибн-Искандер ал-Кухистани. Орнаменталист и иллюстратор — Султан Али ал-Баварди».
Что касается миниатюр «Хамсе», то в их выполнении, судя по стилистическим различиям, участвовало два художника, из которых главным был Султан Али ал-Баварди, исполнивший большую часть миниатюр. Нисба ал-Баварди указывает, что он был родом из Баверда-Абиверда, развалины которого лежат неподалеку от г. Каахка Туркменской ССР. В XV веке то был небольшой провинциальный городок, и несомненно, что свою художественную подготовку Султан Али мог получить не здесь, а в одном из крупных центров художественного оформления рукописей, где он имел возможность и дальнейшего приложения своего таланта. Таковым явился Самарканд. Ибо миниатюры Султан Али отличны от гератских, тебризских, ширазских, принадлежа иному стилистическому кругу, обрисовывающему черты среднеазиатской художественной школы. Его манере присущи сильный рисунок, сочная гамма красок, спокойный ритм в расстановке фигур. Образы людей несколько статичны. Богато разработаны архитектурные фоны, а пейзаж напоминает пышноузорный ковер.

Султан Али был не только превосходным миниатюристом, но и замечательным орнаменталистом. Им исполнено оформление обоих упомянутых листов —заглавного и завершающего, где гармонически сочетаются причудливые сплетения растительных узоров, каллиграфическая вязь арабского письма, а на заглавном листе еще и размещены в четырех углах парящие небесные пери. Таким образом, это был мастер широкого диапазона, владевший разнообразными приемами художественного оформления рукописи. Правление последнего Тимурида Султан-Хусейна (1469—1506) было прославлено современниками и долго оставалось в памяти потомков как «удивительное время». Действительно, подъем городской жизни, совпавший с сорокалетним периодом относительного спокойствия в Хорасане, благоприятствовал преуспеянию торгово-ремесленного сословия, росту его общественного значения, расцвету наук и искусств. В Герате той поры образовался просвещенный «культурный круг» под покровительством главы государства и при неустанных усилиях выдающегося государственного деятеля, мыслителя и великого поэта, создателя литературы на староузбекском языке «тюрки» Алишера Навои.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Миниатюры средней Азии