На главную
БОЙ РУСТЕМА С АФРАСИАБОМ, Фирдоуси. «Шах-наме». Рукопись ИВ АН СССР, С-822, л. 122 б. Конец XV в. Самарканд
БОЙ РУСТЕМА С АФРАСИАБОМ, Фирдоуси. «Шах-наме»


Судьба Сиявуша — доблестного рыцаря, строителя прекрасного города Сиявушгирда, была полна превратностей, и погиб он от руки убийцы, подосланного свирепым царем Тураиа Афрасиабом. Мстителем за смерть Сиявуша выступил его сын, шах Кей-Хосров, в войске которого был могучий хорасанский герой Рустем. На миниатюре передан тот момент, когда Афрасиаб

Свирепее тигра навстречу бойцу
Он ринулся, стиснув бока жеребцу.
Стяг черный увидев. Рустем, в свой черед,
Как яростный лев устремился вперед.
Без удержу мчался стремительный конь,
В груди ратоборца — отваги огонь.

Поединок — одна из самых традиционных тем средневековой восточной миниатюры, входившая в украшение литературных и исторических сочинений и породившая множество изобразительных ответов — назира. Рустем и Афрасиаб налетают друг на друга, нацелив красные копья. Художник отсекает рамкой крупы коней и даже руку одного из героев — прием этот не суживает, но, наоборот, раздвигает границы миниатюры, которую воображение зрителя мысленно продолжает вширь.
В миниатюре запечатлен высокий рыцарский дух жаркого боя, восходящий к традициям раннесредневековой живописи Согда и Усрушаны. Рустем в панцире из оранжево-полосатой тигровой шкуры и Афрасиаб в ярко-красном кафтане, оба в шлемах, оба на покрытых бронированными попонами конях, изображены на фоне холмистого пейзажа. Для художника характерен прием моделирования фигур сгущением цвета, холма -мягкими, прозрачными растеками. Это не нарушает плоскостности изображения, выражая как бы трепет света, но не объем.
Миниатюры средней Азии